Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Демократия: теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого снисхождения.
Генри Менкен

 
» » Положении русского и русскоязычного населения в Башкирии и Татарии

Положении русского и русскоязычного населения в Башкирии и Татарии

Автор: gerold от 6-02-2013, 16:45
Положении русского и русскоязычного населения в Башкирии и ТатарииКогда мерзавец Мурзин, поигрывая живыми маслянистыми глазками, водил по своим губам красным карандашом помады, я впервые пожалела, что на моем телефоне нет фотокамеры. Кадр получился бы знатный ... Понедельник – день тяжелый. В понедельник мы переписывали передачу Жёсткий стул на Всей Уфе. Ту, что отсняли в предыдущую среду, почему-то забраковали. Почему-то.
Мурзин, как мотылек, перепархивал от одного вопроса к другому, я же слишком часто употребляла местоимение «я». Я бы хотела говорить «мы». Но – не с Мурзиным и не на Всей Уфе. Я огорчалась. Вместо того, чтобы объективно разобраться в одной-двух проблемах, мы поверхностно затрагивали дюжину вопросов, как будто завтра прикроются все передачи на всем ТВ и рухнет весь инет.
Как долго власти будут «слушать» блогеров?
Затронули тему влияния блогеров. Дескать, «пятая власть», влияют на принятие решений, Хамитов с ними встречается... Встречается, и чо? Дом Россинских, что ли, отремонтировали или памятник основателю Уфы воеводе Нагому поставили? Я пыталась донести – блогеры влияют не сколько на власть непосредственно, сколько на подверженных влиянию людей. Расшифровываю: блогеров власти боятся, пока считают, что блогеры могут вывести на улицы массы доселе мирных обывателей. Как только власти убедятся, что блогеры этого сделать уже не могут, или власти найдут другие каналы влияния на внушаемых обывателей, цацкаться с блогерами власти перестанут. Вот тут бы и остановиться, и кое-что уточнить, но погалопировали дальше.
Тема анонимности блогеров. Зачем блогеры скрываются под никами... .Тоже два предложения, я пыталась сказать про узнаваемость и последовательность, но тут снова перескок на другую тему.
Лучше всех, на мой взгляд, об этом выразился один комментатор с УЖа, его мнение в моем пересказе
«Если я искренне выражаю СВОЁ реальное мнение на явление в своём зарегистрированном под определённым ником акаунте, это значит я ОТВЕЧАЮ за СВОИ слова и меня всегда можно уличить и "поймать", если я где-то противоречу самому себе. Тогда какая вам разница, как меня зовут в реале? Когда за тобой стоит целая партия, организация, должность и политика по сути твоя профессия - боятся не за что. Но рядовому гражданину говорить от собственного имени в Интернете небезопасно. Был бы человек, а статья найдётся».
Вот тут я вспомнила бы Савву Терентьева. За то, что ментов обругал в комментарии, он срок условный получил. Наказали именно Савву, назначили его ответственным за весь мусор в Инете и наказали. Остальные продолжают гадить как ни в чем ни бывало.
Беседа с Мурзиным напоминала детскую игру: черное с белым не носить, да и нет не говорить, о проблемах русских помалкивать и, разумеется, даже не намекать на языковую и прочие проблемы. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Да, можно было бы отказаться от участия, руководствуясь принципом «лучше уж никак вместо как-нибудь». Когда о проблемах русских в нацрегионах на местных и федеральных каналах будут говорить открыто, последовательно, исчерпывающе, я отойду в сторонку и займусь более приятными делами. Но пока этого нет, приходится говорить и писать там, где это возможно и в том формате, который предложен.
Прощание с мечтой
И вот дошли до Татарии. Странные мы люди. Чтобы говорить о проблемах русских в Башкирии, нам необходимо сравнение с Татарией. И не я эту традицию утвердила.
Дело происходило так – в процессе трёпа о троллинге и троллях Мурзин выдвинул тезис: у нас в Башкирии уровень троллинга особо высокий, потому что республика многонациональная. И я ответила. Ответила кратко, потому что знала, что Мурзин не даст высказаться до конца: По сравнению, например, с Татарией у нас рай земной, даже в национальном плане, я знаю, о чем говорю.
Слово «даже», конечно, следовало понимать как «а именно». Кто понял, тот понял. Для тех, кто не понял: одну передачу уже не пропустили, для того, чтобы выпустили хотя бы вторую передачу, пришлось прибегнуть к иносказаниям. Мне нужно было высказаться о положении русских в нацрегионах и я это сделала таким вот не слишком удачным способом. Мурзин фактически спросил, плохо ли у нас с межнациональными отношениями, я не ответила что хорошо. Я столь замысловато ответила, что в Татарии – плохо. Потому что в Казани на русское население оказывается гораздо большее давление, чем в Башкирии, а Москва попустительствует, напуганная шантажом сепаратистов. И меня это тревожит. Тревожит не только потому, что в беде мои личные знакомые из Татарии, а потому что обернуться всё может развалом России.
Не знаю, кому это было нужно, но еще в недавнем прошлом, во времена рахимовщины нам (мне и моим единомышленникам) внушалось: у нас в Башкирии права русских ущемляются, у нас никакой демократии, а вот в Татарии сплошная демократия и межнациогласие. Аргумент в подтверждение провозглашения Татарии как образца для подражания был такой: они не продали свою «нефтянку» и у них есть оппозиционная газета «Вечерняя Казань», которая содержится за счет бюджета.
К «Вечерней Казани» я испытываю огромное уважение, но проблемы дискриминации русских и русскоязычных сам существования этой хорошей газеты, увы, не отменяет. «Вечорка» все правильно делает, быть может, если бы не она, права русскоязычных в Татарии нарушали бы еще наглее и масштабнее, однако русскоязычных и русских в Татарии прессовали и прессуют гораздо больше, чем в Башкирии.
Почему мы некоторое время так наивно верили в то, что Казань – образец для подражания для наших властей? Быть может, и в том числе и оттого, что людям свойственно мечтать и надеяться на существования некоего места, где всё хорошо. Да, у нас плохо (у нас действительно в этом отношении было плохо, русских в Башкирии ущемляли), но есть места, где этого нет. Беловодье...
Наши оппоненты, явные и скрытые русофобы, этнонационалисты, цепные псы рахимовщины, казанский беспредел без внимания не оставляли и указывали нам: «вы, русские из Башкирии, скажите нам спасибо, что мы в Уфе не делаем с вами того, что делают с русскими в Казани!». Извращенная логика маньяков, требующих благодарности у своих жертв: те маньяки калечат и убивают, а мы только калечим, поэтому спасибо говорите нам.
О том, как в Татарии ущемляются права русских и русскоязычных, я узнала в общении с жителями Татарии.
Лирическое отступление. Мне иногда пеняют: зачем вы так часто пишите «русскоязычные», пишите лучше только «русские». Отвечаю: потому что в национальных регионах нарушаются права не только русских, но и русскоязычных тоже. В Татарии нет противостояния русских и татар, нет противостояния мусульман и православных В Татарии дорвавшиеся до власти так называемые «аульные кланы» (естественно, большинство из дорвавшихся татары и мусульмане) и прислуживающие им отдельные русские, чуваши, грузины (заметьте, номинально они порой православные) нарушают права большинства русских и не входящих в систему «аульных кланов» татар (заметьте, зачастую мусульман), а так же права представителей других национальностей. Именно их – не ставших отступниками русских, любящих Россию и не поддерживающих сепаратизм татар, а так же ориентированных на сохранение территориальной целостности России чувашей, марийцев, осетин и всех прочих я называю для краткости «русскоязычными». Быть может, со временем найдем другое, более удачное определение, а пока – «русскоязычные». Вы будете смеяться, но первой, кто мне доступно рассказал о нарушении прав русскоязычного населения Татарии, оказалась именно татарка. Второй – Лилечка, имеющая татарские корни.
Со временем мы со всем разобрались. Разобрались и прочувствовали боль наших друзей из Татарии. Наталья Холмогорова после посещения Уфы как-то обмолвилась: «О своих проблемах, связанных с проживанием в нац. республике, русские уфимцы отзываются примерно так: "Да нет, у нас все ничего еще. Уж, по крайней мере, не так, как в Казани. Вот в Казани - там о-о-о-о! Это, конечно, не то, что у нас! В Казани - это да! Больше всего боимся, что у нас начнется то же самое!"»
Для москвички Холмогоровой проблемы косноязычных русских из нацрегионов, конечно, всего лишь «о-о-о-о!» и «это да!». Но даже Холмогорова уловила, что уфимские русские, в отличии от московских, разделяют чувства русскоязычных Татарии.
В чем же это «о-о-о-о!» заключается?
Семь фактов навскидку
Факт первый. Ущемление прав русских закреплено уже в местной конституции. В Татарии конституция республики уже почти 20 лет выражает отдельно «волю многонационального народа Татарстана» и отдельно – «татарского народа».
Для сравнения: в Башкирии до такого пока не дошли, титульные отдельно в местной конституции не прописаны.
Факт второй. В преддверии смены власти в Татарии журналисты издания «Вечерняя Казань» спросили Мухаметшина, мол, почему в списках на пост Президента республики нет русских? «А русскую кандидатуру я не внес только потому, что мне не позволяет это сделать Конституция — основной закон республики, где написано, что кандидат в президенты должен знать два государственных языка, – ответил Фарид Мухаметшин. – На вопрос: «Неужели у вас таковых нет?» — я сказал, что есть. Но относительно тех, кого я знаю, кто владеет и русским и татарским языком, у меня нет уверенности, что кто-то из них будет хорошим президентом, дееспособным, работающим...».
Вопрос – для чего тогда принуждать русских и русскоязычных Татарии учить татарский в ущерб русскому, если главой региона ему всё равно не стать и высокую должность не занять?
Для сравнения: на выборах главы Башкирии в бюллетене были и русский с украинской фамилией, и татарин.
Факт третий. Все высшие должности в Татарии в основном заняты только татарами.
Для сравнения: в Башкирии с 2010 года, хоть и для видимости, но все же соблюдается представительство этносов во власти. Другое дело, что эти представители не выражают интересы своих этносов.
Факт четвертый. Языковой беспредел. На эту тему написано немало, суть такова: из-за местного законодательства русские и русскоязычные дети не изучают русский язык в полном объеме.
Для сравнения: законодательство Башкирии позволяет изучать русский должным образом. Всё зависит от воли директоров школ и родителей. Если родитель русскоязычного ребенка пойдет на принцип, его ребенок не будет изучать башкирский. В крупных населенных пунктах можно найти школу, где русский изучается в полном объеме.
Факт пятый. Религиозное давление в дошкольных учреждениях. В Татарии детские сады условно делятся на русские и татарские. В русских детских садах без согласия родителей практикуется чтение намаза, введение халяльное питание и другие формы навязывания атрибутов ислама. Более того, вопреки российскому законодательству в русских детских садах введен языковой минимум – каждый русский ребенок обязан знать определенное количество татарских слов. С точки зрения российских законов данное требование противозаконно.
Для сравнения: в Башкирии такого нет. По слухам, в некоторых условно русских детских садах до сих пор преподают башкирский язык. Если такое имеет место быть, обеспокоенные родители имеют все возможности добиться прекращения подобной практики. Если им и их детям это действительно мешает.
Факт шестой. Дело Щеглова и дело Хотулева. Тгдашний министр образования РТ Гильмутдинов написал донос на блогера Хортулева прокурору Татарии. А так же имел с ним некие «устные договоренности». Кстати, новый министр образования РТ, говорят, ещё более экзотиченДля сравнения: уж на что небезупречен наш министр образования Гаязов, но до такого он вряд ли дойдет.
Факт седьмой. Лица, занимающиеся в Татарии вопросами толерантности в рамках общероссийских проектов, поощряют избиение русскоязычной молодежи, в том числе и несовершеннолетних детей. По сообщениям ИА REGNUM 16 января 2011 года во время «Русской пробежки» около 25 человек в возрасте 13-18 лет, которые были одеты в спортивные костюмы и не имели при себе ни плакатов, ни других посторонних предметов, подверглись нападению со стороны 50ти человек, вооруженных битами, резиновыми дубинками и кастетами. Вся «вина» учасников пробежки состояла в том, что время бега они скандировали "Русские - за спорт!", "Трезвость - выбор сильных", "Русский, значит трезвый!", "Россия!", "Казань!". Комментируя данный инцидент, Доцент кафедры социологии Казанского федерального университета Лариса Усманова, являющаяся также руководителем проекта "Толерантность в Татарстане", фактически оправдывала нападавших, заявив, что публичная демонстрация русскими своей этничности «представителями нерусских народов воспринимается как вызов их национальной идентичности». Подробности: на Регнум. Такая вот в Татарии толерантность – бьют 13-летних русскоязычных детей во время пробежки, а взрослая дама, женщина, быть может, даже мать, считает это, похоже, оправданным.
Для сравнения: в Башкирии на участников «Русских пробежек» если и нападают, то не столь вызывающе. Но главное не в этом - главное: товарищи толерасты потом не утверждают, что публичная демонстрация русскими своей этничности «представителями нерусских народов воспринимается как вызов их национальной идентичности».
Продолжать можно сколько угодно. Можно сравнить дело Виктории Можаровой с делом семьи Мартинсов, вспомнить об удушении в Казани Общества русской культуры, о задержании в День народного единства казанца Михаила Щеглова и так далее. Как журналистку Исрафилову повысили за то, что она русских оккупантами называла, как депутат татарстанского Госсобрания Аминев обзывал русских узколобыми фашистами, и тому подобное
Хватит ныть!
Жить нужно «сегодня и сейчас». Сегодня и сейчас русскоязычные Башкирии, чьи права продолжают ущемляться, имеет некоторую возможность отстаивать свои права.
Захотели русскоязычные провести Первый летний русский лагерь – и провели своими силами, не ожидая подачек. Русофобы потом скулили: власти русским разрешили, а нам нет. Если бы оппоненты взяли бы и арендовали за свой счет турбазу, как это сделали русские, им бы тоже никто ничего не запретил.
Захотели пригласить в Уфу Холмогорову – и пригласили. Некоторый практический смысл это приглашение имело.
Захотели высказать все, что думают, о преподавании русского и башкирского языков - организовали конференцию и высказали.
Захотел Азаров довести до общественности свое мнение о Юлаеве – и довёл.
Мы в Уфе и в Башкирии у себя дома, а не в гостях. Да, наши права в определенных областях нарушены. Нужно открыто об этом говорить и требовать от властей соблюдения своих прав. Не ныть, не принимать позу обиженных, а требовать того, что дает нам конституция РФ при всем ее несовершенстве.
Другая точка зрения
Представляю, как неприятно это будет читать некоторым. Русофобы и сепаратисты взорвутся от возмущения. Те, кто привык видеть в Татарии край своих грёз, тоже огорчатся. Но с иллюзиями расставаться все равно придётся.
Вспоминается песня «Прощальное письмо» группы Наутилус: нас так долго учили любить твои запретные плоды...
Мне говорили, и не раз говорили, что сравнивать Татарию с Башкирией нельзя, что там иной этнополитический расклад и во имя территориальной целостности России нужно молчать.
Я же своим женским умишком думаю так: молчание ягнят не умиротворяет сепаратистов, а напротив, только разжигает их пыл, внушает их чувство вседозволенности.
В Дагестане вот тоже молчали – в конце концов пришлось туда Абдулатипова отправлять, чтоб авгиевы конюшни выгреб.
Никакой этнополитический расклад не может оправдать избиения 13-летних детей. Русские Татарии и Башкирии – это не разменная монета, не пешка, которой можно легко пожертвовать в шахматной партии. Не хотелось бы никого пугать, но ведь еще Пушкин что-то про бессмысленность и беспощадность говорил. Русские медленно запрягают, но быстро едут.
Послеслови
Ах да, Мурзин. Справедливости ради нужно отметить - со мной он был честен, не заставлял говорить ничего противоречащего моим убеждениям, а губнушка, которой он пользовался, была гигиенической помадой.
Источник: Опенуфа.ру
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 20 дней со дня публикации.