Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Демократия: теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого снисхождения.
Генри Менкен

 
» » Старейший архитектор РБ Михаил Мазин считает, что архитектуру подменили коррупцией и конъюнктурой

Старейший архитектор РБ Михаил Мазин считает, что архитектуру подменили коррупцией и конъюнктурой

Автор: gerold от 11-04-2014, 08:18
Старейший архитектор РБ Михаил Мазин считает, что архитектуру подменили коррупцией и конъюнктурой25 февраля известный архитектор, автор самых значимых зданий Уфы Михаил Мазин отметил 89-летие. Около 80 из них он живет в Уфе. В 1930 году пятилетним ребенком вместе с родителями он приехал сюда из далекого Минска. Семья поселилась в деревянном домике на улице Лассаля (ныне Энгельса).

Люди подневольные

– Почему архитекторы создают такие скучные проекты? Где желание самовыразиться?– А кто нас слушает? В наше время архитектор – одна из самых бесправных профессий. Судьбу объекта решают заказчики и чиновники, которые в архитектуре, мягко говоря, не компетентны. И еще бюджет. Пример: отель в районе Гостиного Двора. Автор сделал проект, согласовал, заложил хорошие, долговечные материалы. А заказчик возражает: гранит? Дорого, убрать.

Архитектурные детали из бетона, качественный кирпич для отделки – дорого, давай дешевле, из пенопласта. Архитектор может сколько угодно возражать, но не в силах на что-то повлиять: у него нет авторских прав на объект. Хотя документы на них Союз архитекторов исправно издает. Авторский надзор тоже ничего не решает. В реальности диктуют заказчик и коррупция.

– Где же искать правду?– Местный Союз архитекторов бездействует, ничьи интересы не отстаивает. Это совершенно бесполезный, пассивный орган. Апеллировать к властям бессмысленно: у заказчика там, как правило, свои люди, они дают автору проекта команду учесть замечания, и что прикажете делать?... Мы нередко иронизируем над советской системой, но в наше время к архитекторам прислушивались, их мнение уважали. Когда дело касалось строительства и архитектуры, первый секретарь Шакиров нас обязательно приглашал, беседовал. Помню, мне предложили сделать на месте стадиона «Труд» огромный спорткомплекс – почти на 100 тысяч зрителей. Я наотрез отказался, объяснил: нет достаточной территории, подъездных путей, путей эвакуации. И мне поверили, не стали строить. Спустя много лет построили Ледовую арену, слава Богу, не такую огромную.

А когда мы задумали здание нынешнего Курултая, Мидхат Закирович специально вызвал меня в Москву, попросил изучить проект понравившейся ему новой гостиницы. Оттуда я перенял центральный двухуровневый зал с каскадной люстрой. Если власти вмешивались в нашу работу, то только в хорошем смысле.

– А что происходит на реконструкции «Нефтяника»? Вы как автор в ней участвуете?– Нет, догадываюсь лишь, что половина средств будет «освоена». Это кормушка. На объект не хожу, хотя меня не раз приглашали. Все это бесполезно: «Нефтяника» больше нет, всё ценное и уникальное разрушили. Чего стоят одни витражи из зеркального стекла, как в заштатном ТСК... Профессиональное сообщество архитекторов, как ни странно, отнеслось к этому равнодушно.

К сожалению, мало кто из нынешних уфимских архитекторов сохранил свой, узнаваемый стиль. Большинство работает в угоду заказчику. Есть, конечно, редкие исключения: Р. Сафаров, Л. Дубинский, Д. Винкельман, Ю. Рябов... Эти ребята отстаивают свое видение, свою позицию.
Но даже крупные проекты не приносят архитектору сверхдоходов – очень много желающих «разделить» с ним эти деньги. Поэтому многие выбирают вольные хлеба, частную практику – уходят целыми мастерскими. Большинство подрабатывают проектами частных коттеджей, дизайном.

Деревянного зодчества нет

– Под новое строительство в Уфе сносят много старинных зданий. По-вашему, нужно ли сохранять историческую часть города?– Памятников архитектуры в Уфе очень мало: каменные здания можно сосчитать по пальцам, их надо сохранять. А вот ценных образцов деревянного зодчества практически нет. Защитники старины проводят аналогию с городами Сибири, но там строили из другого материала, поэтому здания более долговечные. Большинство уфимских деревянных строений гниют и выглядят мало-эстетично.

– Так что же – всё на слом?– Будущее Уфы за современной застройкой из долговечных материалов – кирпича, гранита, мрамора. Их вполне можно использовать для воссоздания старинных и строительства знаковых зданий. Почему этого нет? Что за невнятное строение возводится в контрасте с музеем им. М.Нестерова? Ведь можно было решить его в классической манере, с применением современных добротных материалов. Но у нас рулит экономия – чтобы быстрее и дешевле. И себя не обидеть. Поэтому через год штукатурка сыплется, плитка падает, по фасаду трещины.
В нашем деле экономию и воровство не скроешь.

В начале 80-х, когда проектировалось здание КГБ, мы заложили облицовку определенным видом мрамора. Привезли другой, менее качественный. Я протестовал, предвидя, что держаться не будет. Но строители торопились, решили использовать этот. В результате на здании одни заплаты – плитки крошатся, падают. Зато на «Нефтянике» всё сделано четко, поэтому за 32 года не упала ни одна плитка!

Справка:
Михаил Мазин - заслуженный строитель РБ. Автор проектов ДК «Нефтяник», здания КГБ, Госсобрания РБ, диагностического корпуса РКБ им. Г.Куватова, первой уфимской 9-этажки на ул. Ленина, жилого квартала вокруг уфимского горсовета, планов реконструкции Театра оперы и балета, Башкирской филармонии, генеральных планов г. Октябрьского, городов и поселков нефтяников в Западной Сибири и др.

Аргументы и факты
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 20 дней со дня публикации.