Кто заплатит Шарикову за собачью работу?
Ужасный конец 9-летнего мальчика, труп которого в октябре обнаружили в районе Курочкиной горы, наделал много шума. Тело несчастного ребенка сильно изгрызли собаки. С тех пор, как это случилось, у городских властей прибавилось хлопот. А проблема вылова бродячих животных неожиданно вылезла на вершину социального неблагополучия Уфы.
После страшной истории городское Управление коммунального хозяйства объявило тендер для предприятий, желающих избавить от бездомных четвероногих друзей. На это из бюджета выделят 5,6 миллиона рублей. Если вкратце, то по версии регионального приложения к «Комсомольской правде» картина маслом с бродячими животными выглядит так.
«По Гражданскому кодексу РФ, пойманная собака — это «находка», и прежде чем усыпить ее, нужно подождать полгода – вдруг отыщется полноправный хозяин? Но все эти полгода «находку» нужно кормить, поить и выгуливать. Ни приспособленного помещения, ни денег на это в городском бюджете просто нет – по расчетам экспертов, на это необходимо около 800 миллионов рублей в год.
Пока что каждое пойманное животное обходится городскому бюджету приблизительно в пятьсот рублей».
В голове чиновника редко когда рождается чего-нибудь такое, что население смогло бы оценить по достоинству. Не произошло сенсации и в этот раз. На днях планы по финансированию поимки бродящих кошек и собак озвучил градоначальник Ирек Ялалов. В интернете их встретили в штыки. В уфимской мэрии хотят компенсировать затраты специальным сбором с владельцев с домашних животных. Юристы администрации щупают почву и вентилируют, как это сделать технически.
Так что не за горами тот день, когда за проживание меньших братьев в квартире нагнут царя природы, обложив его данью за каждую божью тварь, поселившуюся в его владениях. По оценкам всеведущего главы городской администрации, в городе 300-400 тысяч домашних животных. Откуда взялась эта статистика и сколько в ней лукавства, неясно. Почему городское поголовье собак и кошек не 500 тысяч, не миллион, а именно столько, сколько указано? Сомневаюсь, что такой подсчет живности вообще можно провести. А если такого Кулибина-социолога уфимские власти от народа скрывают, то очень желательно на него посмотреть. Долго-долго глядеть в его честные-пречестные глаза и благодарно жать ему руку, не выпуская из своей, как минимум, минут десять. Хочется понять, как провести такую титаническую работу, за которую никто и никогда не брался просто за неимением смысла, не говоря уже просто о невозможности ее выполнить.
Но как бы то ни было, а проигравшие в деле об очистке города от бездомного зверья назначены строго по Сент-Экзюпери. «Мы ответственны за тех, кого приручили». Неизвестно, читали в уфимской мэрии «Маленького принца» или нет, но на счетчик решено поставить всех хозяев домашних животных.
Чиновничья логика тут предельно простая и безотказная. Если на квадратные метры проникла кошка или собака – это потенциально бродячее животное, за которое обязан платить хозяин.
Та уверенность и наглость, с какой подошли к этой затее, просто поражает. «Бриллиантовой руки» они в мэрии насмотрелись, что ли? «Не знаю, как там в Лондоне, я не была. Может, там и собака друг человека. А у нас управдом — друг человека!» После сентябрьского роста коммунальных платежей мы прямо спим и видим, как бы еще за что-нибудь заплатить и за любые планы по выколачиванию денег из наших карманов готовы расцеловать начальство в самые десна.
По версии отцов города, между владельцами животных нет никакой разницы. Перед властями за расплодившееся поголовье бездомных животных одинаково виноваты все. И владельцы кошек и собак, и хозяева хомячков и черепашек. Вот как с рыбками и птичками будет, не знаю. Считаются ли стенки аквариума и прутья клетки признаками отдельной жилплощади или живность в замкнутом пространстве подлежит налогообложению на общих основаниях со свободно передвигающимися по квартире млекопитающими?
Вообще-то подводные камни тут и там будут возникать самые разные. По какому тарифу платить за крокодила, если держать его в ванной? Во сколько обойдется содержание кораллового аспида, если я на часок выпушу его из террариума поползать по квартире? Да мало ли тонкостей…
К примеру, кто станет надзирать за проживанием домашнего животного в квартире, куда без постановления суда у нас есть полное право никого не впускать. Будем ли мы возрождать систему доносов на соседа? Или положимся на сознательность и самоорганизованность граждан, которые согласно постулатам гражданского общества с восторгом и восхищением побегут сами себя закладывать. Боюсь, эта «эра милосердия Михал Михалыча» еще нескоро наступит. При той заботе, какой чиновники из мэрии окружают население, выступая со всякими бредовыми инициативами, мы скорее окажемся на концерте художественного свиста раков на Лысой горе, чем выразим им свое громкое «одобрям-с».
Но, похоже, авторы идеи «сшибания денег за животных» и сами не представляют, во что они ввязываются. Вот и личность владельцев для величия их плановой городской зачистки от нежелательной живности не имеет никакого значения. Темная она для них, и все тут. Да и деньги не пахнут. Благо, предлог найден такой, что не подкопаешься. За удушение котов современным шариковым из «Спецавтохозяйства» нужно платить. Из чьего кармана и какой ценой – неважно. Желательно притом и самим в накладе не остаться. Вот почему все хозяева – и «плохие», и «хорошие» — одинаково подозрительны. На такое вульгарное воплощения равенства даже Швондер не отважился бы. Но прошедшие горнила рыночной экономики менеджеры — отчаянные головы.
Во имя извлечения прибыли они готовы пойти на самое авантюрное социальное экспериментаторство. Это ж надо додуматься – уравнять в правах жертвы для поборов вне зависимости от личности и возможностей. И альтруиста, для которого накормить голодное живое существо – священный долг, и заводчика-профессионала, и садиста-истязателя, и легкомысленных субчиков, обожающих всякие сю-сю-сю над своим «пушистиком», «рыбкой» и «золотком», но поднимающих истошный визг при первых признаках оставленной лужицы на их драгоценном ламинате.
Вообще-то именно тот, кто заводит живность для забавы и не представляет всех трудностей по уходу за ней, как правило, и выбрасывает ее на улицу. Вот таких безответственных владельцев и нужно наказывать большими штрафами, а средства пускать на развитие «спецавтохозяйств». Но это же какая канитель заварится. С доказательствами, судами, административным кодексом. Ни один чиновник не пойдет на такое решение вопроса по уму, иначе просто взвоет. Но вольности и простота в разруливании проблем, затрагивающих интересы людей, в разы хуже воровства.
Около 10 лет назад в Уфе ввели повременную оплату за телефон. Несколько моих знакомых отказались с тех пор от постоянного абонентского номера и расторгли договора с «Башинформсвязью». Еще пара человек так собирается поступить в ближайшее время. Как сваливание экономических трудностей на население отразилось на экономической выгоде самой «Башинформсвязи», покрыто мраком. Так же, как и количество пострадавших от дефицита общения пожилых людей, для которых телефон был светом в окошке. Сомнительно, что массовая смена тарифных планов на более дешевые и расторгнутые договора посодействовали бурному развитию компании.
История с попыткой сделать крайними за отлов животных население, как под копирку повторяет нечеловеческую глупость с введением повременной оплаты. Как и сейчас, тогда людей тоже ни о чем не спрашивали. Просто поставили перед фактом запрета на общение, который власть негласно одобрила и утвердила.
Купля–продажа все прочнее и глубже входит в нашу жизнь. Порушены ценности, которые не имеют рыночной стоимости в принципе. Зачастую позвонив, мы вынуждены обрывать разговор, потому что нет лишних денег на общение с собеседниками. Хорошо, если это посторонний человек. А если мать, отец, больная бабушка?
Правильно ли огульно причесывать под одну гребенку владельцев домашних животных, если от этого пострадают не только ни в чем не повинные люди, но и их питомцам мало не покажется? Нет никаких гарантий, что «Спецавтохозяству» не придется подчищать собак и кошек, выброшенных на улицу благодаря инициативе городской власти. Окупят ли это поборы с добросовестных владельцев и правильно ли вообще взимать деньги с хозяев, доказавших свою преданность животным, притом, что какие-то негодяи не имеют этой преданности даже в зачаточном состоянии? Когда взявшие на себя управленческий труд начнут понимать, что такие непродуманные начинания ведут к душевной черствости и количественному росту плохих людей, за что рано или поздно обществу придется платить тройную цену?
Общество.Уфа