Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Демократия: теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого снисхождения.
Генри Менкен

 
» » Башкирские традиционалисты подводят итоги международного семинара по Салавату Юлаеву, прошедешему в эстонском городе Палдиски

Башкирские традиционалисты подводят итоги международного семинара по Салавату Юлаеву, прошедешему в эстонском городе Палдиски

Автор: gerold от 6-07-2015, 08:17
Башкирские традиционалисты подводят итоги международного семинара по Салавату Юлаеву, прошедешему в эстонском городе ПалдискиВ Башкортостане 16 июня обычно отмечается День рождения Салавата Юлаева. Считается, что народный герой родился 16 июня 1754 года. Последние годы праздник чаще совмещался с Днем России, а Уфе – и с Днем города. День России так и остался, скажем так, спорным по концепции и дате, несмотря даже на взрыв уже постсоветского российского патриотизма в связи с троагическими событиями в Крыму и Донбассе, недавние страсти вокруг уфимского Дня Города тоже как-то подувяли. Поэтому поговорим о небольшом мероприятии ко Дню Салавата.

8 июня 2015 в агентстве ИА «Башинформ» в честь Дня Салавата прошла презентация сборника материалов международного семинара в Палдиски (Эстония), посвященного 260-летию Салавата Юлаева, с пресс-конференцией участников форума от Башкортостана. Организатором выступил Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО. Подробнее – здесь. Почти год назад, в пятидесяти километрах от столицы Эстонии г. Таллинна в старинном городе Paldiski c 10 по 13 июля 2014 года проходили праздничные мероприятия, посвященные 260-летию Салавата Юлаева, который провел там большую половину своей жизни, отбывая каторгу, погиб и похоронен. В Эстонию прибыла представительная делегация из Республики Башкортостана.

Но хотелось бы при рассказе о той юбилейной поездке обратить внимание на следующее. Нигде мы не ощущали такой связи между образом Салавата и образом России, как в Эстонии. Мы много говорим о «мягкой силе», но от этих разговоров чудовищное отставание России в противоборстве с Западом на этом направлении никак не сокращается. Здесь же, без всякого оперирования терминами англоязычными типа, мы увидели, что представляем эту soft power в чистом виде. В дни тяжелого кризиса на Украине, который в Эстонии, тем более в ее русскоязычной общине был воспринят очень тревожно (хотя где на территории России и всего бывшего СССР он был воспринят легко?), на наших глазах, через чествование национального героя Башкортостана, шел доброжелательный, творческий, даже взволнованный диалог культур: башкирской, русской и эстонской. На деле проявлялся смысл концепта Рустема Вахитова «Салават Юлаев – евразийский герой»: когда к тебе, после полуторачасовой лекции, подходит большая группа и простая русская женщина, волнуясь, благодарит за этот рассказ о Салавате, говорит: «Вы не представляете, как это важно здесь для нас, русских». Потому, что они воспринимают драму из истории Башкирии именно как часть истории своей Родины. Для нас такие мероприятия – «глоток свежего воздуха» - объясняет о. Валерий, настоятель местного православного прихода.

Палдиски – типичный постсоветский городок, иногда ощущение, что никуда и не уезжал из небольшого райцентра в Башкирии. Русских из населения больше половины, русский язык там понимают практически все, и различить эстонцев и русских по внешности, к моему удивлению, оказалось непросто: эстонские русские и обликом, и задумчивой повадкой, мало отличались от «коренных», а эстонцы давно утратили злобный националистический обычай времен ЭССР «забывать» русский при посторонних. В городке – две церкви, современная – имени Александра Невского, она стояла напротив «Гостиного дома», где мы поселились, и старинная, имени Георгия Победоносца, где и проходил семинар, посвященный Салавату Юлаеву.

Необычна была сама обстановка. Огромный по нашим меркам, с валунами в основании, похожий на готический, - только православный, - храм имени Георгия Победоносца, старинный (действительно современник Салавата Юлаева, построенный трудами каторжан), не реставрированный, под его сводами гулко разносится каждое слово. И люди внимательно слушали: о башкирских героях Салавате Юлаеве, Юлае Азналине, Кинзе Арсланове, о башкирских восстаниях. Под рассказом с фотоотчетом помещаю сам доклад – естественно, в рамках устной лекции он был шире, было много общения, много интересных вопросов. Кому интересно, смогут прочесть.

Но поскольку текст достаточно объемен несколько слов о его главной мысли скажу сразу. Первым стоял вопрос: почему именно Салават? Я напомнил о не менее могущественных персонажах башкирских восстаний: например, о тархане Алдаре батыре Исекееве, герое Азовского похода, награжденного Петром I за исключительную доблесть, о победе при Юрак-тау при башкирском восстании 1705-11 гг., которая для Башкирии стала аналогична битве при Стерлинге для Шотландии; когда тархан Алдар, мулла Кусюм, султан Мурат заявили (подобно хайлендскому герою Уильяму Уоллесу, возвестившему, что «отныне Шотландия свободна!»), что Башкирия вышла из под контроля царской короны. После этого сражения восстание, как половодье, смело имперские полки и гарнизоны по всей огромной Башкирии, и воинство башкир, поднимая по пути толпы крестьян мусульманского и языческого населения Поволжья, подходило под Казань, отряжало дружины под Самару, Саратов, Астрахань, отдельные отряды (например, султана Мурата) прорвались к Кавказу и Дону; и вернулись башкиры под присягу империи только к 1728 г. после фактического подтверждения своих прав и свобод, автономного и достойного места в ее составе, вновь доброй волей, после долгих и сложных переговоров башкирского посольства в Москве. Но национальным героем башкир стал не Алдар, не Кинзя, не Сеит, а Салават. Почему? Впрочем, об этом – в статье.

Немного отчета. Национальный Музей Республики Башкортостан представляли его ген.директор Г.Ф. Валиуллин и главный художник А.С. Фадеев, Академию наук Республики Башкортостан - старший научный сотрудник ГБНУ Институт гуманитарных исследований А.Т. Бердин, от г.Салават - зам. Главы Администрации города Д.Р. Мустафина.
Творческая группа состояла, из ансамбля «Агидель» во главе с его руководителем Е.А. Жариновой (танцовщицы ансамбля Э.А. Ялиева Е.В. Курносова, Т.Ю. Тетёрина, танцоры ансамбля Д.П. Позолотин, А.В. Жаринов, Т.Н. Сахаутдинов), солист-кураиста Башгорфилармонии А.Н. Бичурина и группы спортсменов, мастеров спорта по борьбе на поясах Р.З. Исламова и А.Р. Рахмадуллина.

Делегация Национального музея РБ в лице Г.Ф. Валиуллина и А.С. Фадеева прибыли несколько ранее, выполнив работы по оформлению музея и реновирования памятника Салавата Юлаева в Paldiski. 11 июля 2014 года мэр города Тийт Пеэду (Tiit Peedu), вице-мэр Елена Вилльманн, вице-мэр Эльдар Тоонверк и другие официальные лица вместе с делегацией Башкортостана торжественно открыли спортивные игры в Paldiski и возложили цветы к памятнику Салавата Юлаева. Официально отдельный букет от лица Р.З. Хамитова возложил к подножию памятника Г.Ф. Валиуллин. Были возложены цветы и от городских властей Paldiski и от Международного Палдисского Клуба Салавата Юлаева, а также от многих организаций, клубов, жителей и гостей города. Г.Ф. Валиуллин выступил перед многочисленными собравшимися с речью, в которой особо была отмечена большая работа городских властей Paldiski и Международного Палдиского Клуба Салавата Юлаева. Особую признательность глава Башкирской делегации выразил Президенту Клуба Назаренко Валерию Борисовичу и исполнительному директору Клуба Блохиной Наталье Геннадиевне за их многолетнюю работу по увековечению памяти Салавата Юлаева. Потом была экскурсия по городу Paldiski.

В 17.00 в здании церкви св. Великомученика и Победоносца Георгия начался международный семинар, посвященный 260-летию Салавата Юлаева. Помимо широкой аудитории, на Семинаре присутствовали: вице-мэр Е. Вилльманн, вице-мэр Э. Тоонверк, Г.Ф. Валиуллин, Д.Р. Мустафина, А.С. Фадеев, А.Т. Бердин, Т.У. Лукманов (исп. Директор Башкирского регионального отд. «Опора России»), Р.К. Хамитова (от Комитета РБ по делам ЮНЕСКО). Спортсмены и музыканты из Башкортостана в этот момент выступали в других частях города. На Семинар прибыли участники из Таллинна: председатель общества Пушкинского общества Эстонии В.Б. Бобылёва, председатель правления Общества Игоря Северянина В. Банникова, известный эстонский писатель-историк Марат Самигуллович Гайнуллин, Башкирское культурное общество Эстонии во главе с председателем Ф. Хайруллиной, представители Русской общины г. Paldiski во главе с А. Стерзлёвой, представители Палдисского общества «Дети – узники 1941-1944г.г.» во главе с В. Пивень и О. Ангельской, Международный Палдиский Клуб Салавата Юлаева – в полном составе и многие другие гости и жители Paldiski в количестве более сотни человек.

Удивила уже официальная часть: перед обменом адресами, сувенирами, памятными медалями и т.д. (действительно сердечным), как нам объяснили, традиционно при открытии заседания, прозвучал гимн клуба Салавата Юлаева. Торжественная кантата, исполненная церковным хором из молодых юношей и девушек, посвященная башкирскому герою, звучала в стенах огромного храма в старинном Рогервике.

Семинар открыл Глава Делегации Республики Башкортостан Г.Ф. Валиуллин. В докладе прозвучали малоизвестные факты и сопоставления об обстоятельствах жизни Салавата Юлаева в Балтийском Порте, в частности, о его участии в строительстве здания Георгиевской церкви. Далее был зачитан доклад петербургского историка и культуролога доцента Е.С. Лукашевского. Затем состоялась презентация книги Ф.Хайруллиной «Эстония помнит: Салават Юлаев» - на эстонском и русском языках. Книге предпослано вступительное слово Министра культуры Эстонии Урве Тийдус, а также предисловие Инги Гвоздиковой – ведущего специалиста в РФ по личности Салавата Юлаева, заслуженного работника культуры РБ.

Далее последовала презентация монографии: Бердин А.Т. Салават: бой после смерти. Уфа, 2014., - и мой доклад на семинаре. Я опускаю весьма положительные отзывы по этому поводу – они скорее эмоциональны, что естественно для энтузиастов, любителей истории: аудитория была просто на редкость благодарная для лектора. Вопросов было столько, что пришлось продолжить нашу оживленную беседу с местной интеллигенцией после окончания Семинара, весь вечер – уже в неформальной обстановке, где собрался своеобразный клуб интеллектуалов города.
Творческое общение продолжилось и на следующий день 12 июня за обедом, который дал для гостей мэр города Тийт Пеэду. После обеда и беседы все отправились на праздник Сабантуй, проходивший в городском парке.

Что еще впечатлило, помимо официального и искреннего, неофициального гостеприимства, проявлявшегося буквально во всем. Прежде всего, аккуратная, тактичная любовь к старине, к истории во всех проявлениях. Она видна в Палдиски везде – и в таверне 1754 г., в музеях, включая расширяемую до музея экспозицию Салавата Юлаева (много ли наших городов с населением менее 10 тыс. человек могут похвастаться музеем?). Конечно, здесь случай особый: Палдиски (искаженное «Балтийский Порт», он же Рогервик) – городок старинный, повидавший. Он был мощной крепостью и каторжной тюрьмой для ссыльных, где побывало немало выдающихся людей (самым популярным из них, впрочем, остается наш Салават Юлаев), здесь был и концлагерь при немцах. Большое значение имеет, конечно, и личностный фактор: не везде появляется человек с таким сочетанием искренности, патриотического энтузиазма и одновременно образованности (философский факультет МГУ плюс, естественно, православное образование), как у о. Валерия (Назаренко), основателя международного клуба Салавата Юлаева. (подобных клубов, кстати, в Эстонии немало: только лично познакомился с активистами клуба А.С.Пушкина, клуба Игоря Северянина). Но замечательно отношение населения, все эти постоянные мемориальные таблички на стенах, отмечающие тех или иных людей и события – налицо (с гордостью вспомнил аналогичный обычай в Уфе).

Думал (дело было до кризиса): что мешает выделить, скажем, средства на реставрацию того же храма Георгия Победоносца, современника Салавата Юлаева, - а ведь эффект был бы огромным: здесь уважают людей и государства, умеющих уважать себя и свое прошлое. В этом случае храм готов и может приобрести музейное, общекультурное значение (для службы, по заверению местного священника, в таком случае был бы достаточен новый храм имени Александра Невского). Представьте себе не крошечный провинциальный музей в здании школы или скромной мэрии, а серьезный комплекс в величественном помещении старинного храма на берегу моря, настоящий кусочек истории и культурных ценностей России, Башкирии, с готовыми кадрами его хранителей, искренних и грамотных энтузиастов своего дела. Именно с такого эффекта и начинается пресловутая, но действительно необходимая «soft power». И главное, уважение к самим себе. Ниже добавлю для интересующихся текст своего доклада, зачитанного в Дни Салавата в Эстонии.

«РБ –XXI век»
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 20 дней со дня публикации.