Наша редакция пристально следит за ситуацией в Баймаке. Как известно, тамошние жители подняли шум из-за грубых, по их мнению, нарушений законности сотрудниками местного ОВД.
Сегодня редакции стало известно, что решением Верховного суда РБ от 20 августа был освобожден из-под стражи Нурбулат Халиков. Это тот парень, на которого полицейские выбивали ложные показания у Сарьяна Саитбаталова. Сарьян, вырвавшись из лап мучителей, рассказал журналистам и общественности о применненных к нему издевательствах и избиениях. Дело приобрело широкий резонанс, став достоянием гласности. Им занялись высокие инстанции в Уфе.
Так вот, ранее к Халикову баймакским районным судом по настоянию следствия была применена мера пресечения - арест. Верховный суд не усмотрел правильности такого решения и отменил его. Это говорит о том, что высшая судебная инстанция республики не согласна с теми обвинениями, которые приписывает Нурбулату баймакское следствие.
Картина проясняется: Нурбулата засунули под арест без достаточных улик и доказательств. А когда стало ясно, что их нет, и не будет - начали выбивать их силой у знакомых Халикова. Таким образом Саитбаталов попал под раздачу.
Также стало известно, что сегодня Нурбулат Халиков сам тоже написал заявления о незаконных действиях, побоях и пытках газом по отношению к нему со стороны сотрудников Баймакского ОВД. В заявлении, в частности, говорится:
«Прошу провести проверку и поставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности начальника ОЭБ и ПК ОМВД России по Баймакскому району РБ Насырова Р.Д. и оперуполномоченного этого же отдела Ильясова Н.З., а так же начальника ОУР ОМВД России по Баймакскому району РБ Абубакирова А.Д. по ч.3 ст.286 УК РФ за превышение должностных полномочий»
Нурбулат подробно рассказал, что же с ним произошло. 25 июля 2015 г. Его задержали баймакские полицейские и начали «шить дело» о краже леса. Уже 28 июля районный суд заключил его под стражу. С 28 июля и по 6 августа сотрудники полиции Насыров Р.Д. и Ильясов Н.З. периодически заходили в ИВС ОМВД, где содержался Халиков и оказывали на него психологическое давление с требованием признаться в незаконной рубке леса. Ильясов, к примеру, угрожал тем, что парня привлекут и посадят по статье 228 УК РФ, подкинув ему наркотики. Насыров даже указал объем леса, который парень якобы срубил, и который надо назвать под протокол, а именно - 20 кубометров. В этом случае, по его словам, задержанного выпустят под подписку о невыезде, а после он получит условное наказание. А вот если не признается, то полиция конфискует автомашину «КАМАЗ». Офицеры говорили, что они договорились со смотрящим (кто не в курсе, это авторитет, который негласно держит весь изолятор) в СИ-2 и что меня там ждут. Так же заявляли, что свидетели дали против него показания.
Халиков до этого не сидел, под стражей не находился, и с отпетыми урками дела не имел. Поэтому, угрозам поверил, очень испугался и все время переживал. А как тут не поверить, когда еще один офицер, Абубакиров А.Д. сказал, что умерла мама Нурбулата и он может выйти на ее похороны, только написав явку с повинной. Вот это приемчик – жесткий, циничный, нечеловеческий. Вечером пятого августа Абубакиров что-то брызнул из газового балончика в камеру, где парень находился один, и он стал задыхаться, почувствовааав себя плохо. В течение всего этого времени задержанный периодически подвергался избиению со стороны Абубакирова А.Д., Ильясова Н.З. и Насырова Р.Д. Причем, по его словам, они старались бить, не оставляя следов в область почек, груди и ног.
Свои показания Халиков готов подтвердить на полиграфе (его применение разрешено законом). При этом он настаивает, чтобы на полиграфе были получены показания и у названных сотрудников Баймакского ОВД.
ЗАЯВЛЕНИЯ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЕ И БОЛЬШАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ, ЧТО ИМИ СКОРО ЗАЙМЕТСЯ МОСКВА
Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили заслуженного юриста Руслана Закирова:
- О деле баймакских полицейских уже, по-моему, наслышана вся страна. Во всяком случае, в республике оно получило широкий резонанс.
Что касается обращения Халикова, то скажу следующее. Рассмотрение таких заявлений сопряжено с определенными трудностями. Понятно, что те, кто занимался побоями и издевательствами, стараются следов не оставлять. А потерпевшими, как правило, выступают простые деревенские мужики или парни, не совсем хорошо осведомленные о своих правах.
Хотя, конечно же, факты изложенные в заявлении не вызывают сомнения. Рано или поздно у правоохранителей, занимающихся таким беспределом, наступает чувство вседозволенности и собственной безнаказанности. Тем более, если они чувствуют негласную поддержку от органов, которые должны надзирать за законностью их деятельности и пресекать все нарушения. Это играет с ними злую шутку.
К тому же, юридическая грамотность населения растет. Растет и информационная открытость общества. В таких условиях практически невозможно продолжать работать незаконными методами. В крупных городах и нормальных районных ОВД это уже давно поняли и редко прибегают к незаконным методам работы. Подобное всегда - исключительный случай. Но Баймак - провинциальная глубинка. Видимо, сказывается и зауральский менталитет. Там он имеет свои особенности. Мужское достоинство имеет несколько гипертрофированное значение и понимается по-другому, и имеет более брутальный оттенок. Именно такое понимание позволяет местным правоохранителям быть более грубыми, а потерпевшим от них скрывать информацию о полученных побоях.
Однако, всему всегда наступает предел. И видимо, терпение у населения тоже видимо лопнуло.
Тактика правозащитников очевидна. Оперируя очевидными, но трудно доказуемыми фактами, они решили качество заменить количеством. И объединить разрозненные группы потерпевших от беспредела местных полицейских в единый мощный кулак.
Районной прокуратуре и другим надзирающим органам легко закрыть глаза на отдельную жалобу о превышении полномочий сотрудником полиции. Тем более, когда это представляется исходящим от потенциального преступника. Но когда требования о справедливом рассмотрении их дел будут исходить от десятков и сотен граждан, тем более требующих, чтобы их показания и показания их обидчиков рассматривались на полиграфе, это уже сфера внимания, расследования и контроля не то, что надзорных структур Приволжского федерального округа, а и Москвы. И, в случае серьезного рассмотрения этих дел, головы полетят не то, что у рядовых оперов и начальников отделов ОВД , но даже не только у руководителей ОВД.
Как мне кажется, это перспектива не месяцев, а недель. И не видеть этого может только тот, кто этого очень не хочет видеть или слепой. Тем более, что уже сейчас видно, многие заявления отнюдь не бездоказательные, как это хочется кое-кому представить.
P.S. Зявления Халикова отправлены в УСБ МВД РФ ПО РБ, Следстенное межрегиональное управление следственного комитета в г. Сибае и Баймакскую прокуратуру.
Продолжаем следить за ситуацией. Все подробности в ближайшее время на сайте.