Кряшены Башкирии считают себя неотъемлемой частью народа кряшен, большая часть которого проживает в Татарстане. Как считают опрошенные ИА REGNUM представители научного сообщества Башкирии, пока нет единой точки зрения на то, следует ли признать кряшен отдельным этносом или продолжать их считать этнокофессиональной группой татар. Вопрос о признании кряшен отдельным этносом встал после обновления списка малых коренных народов РФ, куда входят и родственные кряшенам нагайбаки.
«Численность нагайбаков по переписи 2010 года составила около 10 тыс. человек, — констатирует этнолог, эксперт сети EAWARN, кандидат исторических наук Ильдар Габдрафиков. — Также в советских переписях после 1926 года нагайбаки учитывались в составе татарского народа. В постсоветских переписях (2002 и 2010 годов) нагайбаков начали учитывать как самостоятельную, отдельную от татар, этническую категорию».
По своему этногенетическому и культурному происхождению нагайбаки очень близки к кряшенам. «Компактно нагайбаки проживают в основном в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области, их язык, как и язык кряшен, относится к среднему диалекту татарского языка, по вере они, как и кряшены, православные христиане», — отметил ученый.
«Известно, что нагайбаки на территории сегодняшней Башкирии жили у современного села Нагайбаково в Бакалинском районе, считались отличными воинами, а позже в целях укрепления границы с киргиз-кайсаками были перевезены на реку Яик, где на территории Южного Зауралья было создано Нагайбакское казачье войско», — поясняет историк Павел Егоров. — В Башкирии сейчас живет около сорока человек, считающих себя нагайбаками».
Профессор Ринат Гатауллин также отмечает родство нагайбаков и кряшен. «И те, и другие, скорей всего, являются потомками ногаев или ногайцев, — утверждает Гатауллин. — Что дает нагайбакам статус малого народа? Способ ведения хозяйства нагайбаков практически не отличается от хозяйственной деятельности русских, да и большинства россиян. Разве что в современных условиях поможет сохранить им свою самобытность».
Вопрос о численности кряшен остается открытым. «По официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, их численность составила около 35 тыс. человек, — напомнил Ильдар Гаддрафиков. — Они компактными группами проживают в основном в Татарстане (около 30 тыс. человек), меньше в Башкирии (около 4 тыс.), Удмуртии (500). На самом деле татар-кряшен больше, но значительная часть во время переписей относит себя к татарам. О том, что их численность больше, чем 35 тыс. человек, говорит и тот факт, что еще по итогам Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшен насчитывалось 101,4 тыс. человек».
«В Уфимской губернии кряшены окормлялись в церквях, находившихся в нескольких кряшенских селах на севере Белебеевского уезда Бакалинской волости, наиболее известна Троицкая церковь в селе Нагайбаково 1745 года постройки, это был памятник истории федерального значения, уничтоженный по приказу районного начальства в 1994 году, — рассказал агентству историк Павел Егоров. — Ныне кряшены компактно проживают в селе Бакалы, там же и окормляются, при этом часть службы проходит на кряшенском языке».
В вопросе статуса кряшен многие этнологи Башкирии придерживаются традиционной для советской науки точки зрения. «Кряшены — это этноконфессиональная группа в составе Волго-Уральских татар, исторически исповедующая православную веру, — подчеркнул историк, этнолог Ильдар Габдрафиков. — В настоящее время нет единого мнения о статусе кряшен. Во всех советских переписях после 1926 года кряшены учитывались в составе татарского народа, так как официальная советская историография отрицала существование кряшен как самостоятельного народа, рассматривая их как часть татар».
В двух последних постсоветских переписях (2002 и 2010 годов) кряшен начали учитывать как особую субэтническую категорию, но в составе татар. «Это было связано с возрождением кряшенского движения, прежде всего, в республике Татарстан, где проживает основная доля кряшен, — поясняет эксперт. — Лидеры кряшенского движения добивались признания, что кряшены — это отдельный от татар народ. В настоящее время кряшены имеют свой культурный центр, печатные издания, открыто проводят свои традиционные праздники, мероприятия». Сам этнолог рассматривает кряшен как особую субэтническую группу в составе татар, это же относится и к нагайбакам.
Отличия нагайбаков и кряшен от проживающих в Татарии татар, по мнению эксперта, вполне объяснимы. «Этносы, особенно крупные, каким является татарский этнос, не являются и не могут быть в культурном плане абсолютно однородными, — подчеркивает Габдрафиков. — Татары, расселенные на огромном пространстве Поволжья, Урала и Сибири, не являются исключением. Не будем забывать, что для сознания людей характерна иерархичность их идентичности. Например, русский может иметь и субэтническую или локальную идентичность: казак, помор, сибиряк — оставаясь при этом русским».
С данной точкой зрения не согласны как некоторые эксперты, так и сами нагайбаки и кряшены. Эксперт Института национальной стратегии, политолог Раис Сулейманов подчеркивает абсурдность и нелогичность сегодняшней ситуации: «Нагайбаки — это кряшенские казаки, проживающие на территории Челябинской области. Кряшены как целый народ не признан отдельным этносом, а его отдельную подгруппу признают самостоятельным этносом»
РегнумРУ