Многие жители Уфы недоумевают, почему же грандиозный проект Духовного управления мусульман Башкортостана, поддержанный такими крупными благотворителями, как «Башнефть» и фонд «Урал», так долго не может быть воплощен в жизнь. Сегодня на портале «Ислам и общество» были обнародованы возможные причины - их приводит писатель Сергей Синенко в своем открытом письме на имя председателя Центрального ДУМ России Талгата Таджутдина (приводится ниже). Автор выступает против возведения мусульманского культового учреждения в этом месте и проливает свет на многие вопросы, касающиеся ситуации вокруг строительства в башкирской столице Соборной мечети.
Сергей Синенко, автор трудов по истории ислама в России, художественных биографий многих российских муфтиев, решил донести до Талгата Сафы Таджутдина мнение православного населения республики, а также священнослужителей и «просто жителей Башкирии» в открытом письме, так как Верховный муфтий не ответил на направленное на его имя предыдущее письмо.
Обращение касается строительства Соборной мечети и мусульманского квартала вокруг нее. По мнению жителей Башкирии, «проект строительства в городе Уфе делового и досугового мусульманского центра "Муслим-сити", предлагаемого ДУМ РБ, является антиконституционным, направленным на разжигание межнациональной и межконфессиональной розни».
Писателя настораживает заявление представителей мусульманского духовенства Башкирии о том, что в новых кварталах будут действовать «свои законы» и определенный дресс-код.
"Означает ли это, что другие религиозные организации также могут претендовать на выделение для себя собственной зоны в городе? Тогда вся территория Уфы будет расчленена на зоны. Разве это будет способствовать миру между религиями и конфессиями?" – спрашивает автор, подчеркивая, что эти вопросы задают простые люди, которые встревожены перспективой появления в Уфе кварталов, предназначенных только для мусульман.
Сергей Синенко просит Верховного муфтия дать оценку проекту «Муслим-сити» с точки зрения ислама. «Строительство мечетей относится к трате на пути Всевышнего Аллаха, – напоминает он. – Следовательно, если мечеть была построена на халяльные (дозволенные) деньги – ее возведение является халялем, а если мечеть была возведена на харамные (запретные) деньги, ее строительство – харам и его не примет Всевышний Аллах. При этом на человека, построившего мечеть, ложится грех. Беспокоит то, что на всех этапах строительства новой уфимской мечети присутствовали серьезные нарушения закона».
Далее автор письма перечисляет некоторые факты – «ключевые этапы». В частности то, что башкирское руководство загорелось идеей масштабного строительства после празднования 1000-летия Казани. Открывшаяся к празднику мечеть Кул Шариф была построена на деньги более чем 35 тыс простых людей, а также 600 организаций, и обошлась в 400 млн рублей.
Но Соборная мечеть в Уфе должна была стать «больше и выше» Кул Шарифа и даже возводимой тогда грозненской мечети «Сердце Чечни». Планировалось, что башкортостанский проект будет стоить не менее 1,5 млрд рублей.
Синенко пишет: «В Духовном управлении РБ говорят: "Изначально мечеть возводилась на деньги, пожертвованные верующими". Это не так. У верующих таких денег нет».
Далее в тексте раскрываются истинные источники финансирования проекта: «Как выяснила прокуратура, 16 октября 2006 г. ООО "Жилстройкомплектснаб" (заказчик) и Духовное управление мусульман РБ (благополучатель) заключили договор о строительстве мечети с Уральской горно-металлургической компанией (благотворитель) из города Верхняя Пышма (Свердловская область - прим. IslamReview) в лице гендиректора Андрея Козицына. Из материалов следствия ясно – щедрая благотворительность связана с тем, что руководством республики в доверительное управление УГМК были переданы горно-добывающие предприятия Зауралья – Сибайский медно-серный комбинат, Хайбуллинская горная компания и Бурибаевский горно-обогатительный комбинат. Учалинский ГОК, крупнейший и богатейший в России, был УГМК продан. В отличие от "Башнефти", о незаконной приватизация которой услышала вся страна, горные комбинаты "ушли" тихо и незаметно…».
Медно-рудный карьер Учалинского горно-обогатительного комбината
Ценность Учалинского ГОК – не только в добываемых здесь драгоценных металлах, таких как золото, платина или серебро, других редкоземельных металлах, но и в медном и цинковом концентрате, которые являются основной продукцией комбината. УГОК занимает свыше 70 процентов в производстве цинка в стране, на него приходится около 1/3 добываемой в России меди. Этот комбинат позволил УГМК выйти в лидеры в РФ как по добыче цинка, так и по меди, опередив в последнем знаменитый "Норильский никель".
По словам писателя, плата за аренду данного предприятия (150 млн рублей в год) Уральская горно-металлургическая компания вкладывала в социальную сферу и программы в поддержку экологии тех районов Башкирии, где стояли ее предприятия. Из этих же денег финансировалось строительство мечети. Примечательно, что подписание договоров с УГМК и выделение земли происходили тихо, без оповещения прессы.
В 2007 году заговорили о проекте строительства Соборной мечети и опубликовали счета для перечисления благотворительных средств. Среди спонсоров значились крупнейшие компании республики: "Башнефть", "Уфанефтехим", "Уфаоргсинтез", "Башкирнефтепродукт", "Башкирэнерго". От них шли по несколько миллионов рублей. Были и частные лица.
Чуть позже проведенная Контрольно-счетной палатой РБ проверка выяснила, что крупные суммы денег были попросту разворованы («нецелевое использование»), в 2009 году было возбуждено уголовное дело по статье 160 УК РФ ("Присвоение или растрата"). С тех пор о будущей мечети пресса перестала писать, остановилось и строительство.
В 2010 году дело было прекращено, но «остался осадок». После такого громкого скандала с исчезновением пожертвований меценаты уже не желали вкладывать в возведение новой супер-мечети.
Но в прошлом году финансирование строительства возобновилось. За дело взялся благотворительный фонд «Урал», возглавляемый бывшим президентом Башкирии Муртазой Рахимовым. Экс-глава РБ озвучил сумму финансирования – 5-6 млрд рублей, что в несколько раз выше ранее заявленной суммы.
Тут Сергей Синенко снова возвращается к своему вопросу – имеют ли право мусульмане строить храм – дом Аллаха на средства, имеющие сомнительное происхождение. Ведь счета фонда «Урал» заблокированы в связи с уголовным делом против нового владельца «Башнефти» Владимира Евтушенкова. Сын Муртазы Губайдулловича Урал Рахимов в международном розыске. Совсем недавно – в октябре 2014 г. Басманным судом Москвы арестованы банковские счета дочерней фирмы фонда «Урал» – ООО "Урал-инвест", в уставный капитал которой внесено 50,85 млрд. руб. от продажи предприятий башкирского ТЭКа.
«Сколько томов уголовных дел уже накопилось, а ведь стройка еще не окончена и даже намечается новый этап. Что люди об этом должны думать? Может ли религия идти под руку с нарушением закона? Можно ли Храм Божий превращать в Храм Золотого Тельца? Ведь, с точки зрения Шариата, цель не оправдывает средства, если средства не являются законными» – пишет автор письма.
...а так она выглядит сейчас
По его мнению, здесь не выполнено одно обязательное условие – чтобы приблизиться ко Всевышнему с помощью имущества, оно должно быть добыто путем честным, благим и дозволенным. Об этом говорит хадис, приведенный имамами Муслимом и ат-Тирмизи: "Поистине, Всевышний Аллах – благой и принимает только благое". Поэтому любой храм, предназначенный для приближения к Аллаху, должен быть построен на дозволенные средства.
К тому же, совершение молитвы в храме, построенном на харамные средства, запрещено и тоже является харамом. На Востоке такие мечети превращают в постоялые дворы или молятся рядом со зданием, не заходя внутрь, напоминает Сергей Синенко.
«И вот вопрос – насколько строительство здания, средства на которые были получены с нарушением закона, соответствует нормам и правилам мусульманского права и мусульманской морали? Можно ли правоверному мусульманину в такой мечети молиться, не станет ли это макрух-тахрим?» – спрашивает он.
Нарекания вызывают и архитектурные решения. Позолоченные купола мечети совершенно не соответствуют мусульманским традициям. «Купола мечетей обычно покрывают зеленой или бирюзовой крышей. А это золото – просто понты спонсора – благотворительного фонда "Урал". Подозреваю, что такая агрессивная и пафосная архитектура хочет составить конкуренцию мировым достопримечательностям, но пока получается какая-то дубайская ерунда", – цитирует он художника и архитектора Наиля Байбурина.
Автор письма уверен, что те огромные средства, что потребуются для завершения проекта «Муслим сити», поступают из стран Ближнего Востока, ближайших союзников и сателлитов США.
Писатель утверждает, что многие жители Башкирии восприняли строительство «Муслим-сити» как удар в спину России в тяжелое для страны время. А представители православия, хоть они и за равенство конфессий, считают неправильным строительство мечети в непосредственной близости от православных церквей. «Да и название "Муслим-сити" некорректно звучит в контексте местности, где исторически располагались православные храмы. По заявлению авторов проекта, комплекс призван символизировать толерантность и межконфессиональное согласие. На мой же взгляд, поощряя создание в исторически православной части города мусульманского квартала, городские власти выказывают предпочтение одной религии перед другой", – приводятся в тексте слова протоиерея отца Евгения (Шерышева), настоятеля Свято-Сергиевского собора в Уфе.
Этническое и конфессиональное многообразие России всегда пытались использовать против нее враги, пишет автор, и теперь цель врага – Башкирия, "мягкое подбрюшье" России.
«Не сюда ли нацелены стрелы, уже породившие межконфессиональную напряженность? Не является ли конечной целью долговременный межконфессиональный конфликт? Не связано ли все это, в совокупности с долгожданной и наконец-то начавшейся национализацией незаконно присвоенной госсобственности, первой ласточкой, которой стало возвращение государству акций "Башнефти"», - резюмирует писатель Сергей Синенко свое письмо Верховному муфтию.
ИсламРевю