Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Демократия: теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого снисхождения.
Генри Менкен

 
» » Башкирия «засветилась» на карте этнорелигиозных угроз

Башкирия «засветилась» на карте этнорелигиозных угроз

Автор: gerold от 23-05-2013, 08:56
Башкирия «засветилась»  на карте этнорелигиозных угрозНеэффективное решение социальных вопросов может привести к радикализации ислама, считает группа ученых Института национальной стратегии. В докладе «Карта этнорелигиозных угроз: Северный Кавказ и Поволжье», подготовленном под руководством известного политолога Михаила Ремизова, подчеркивается: национализм и радикализм усиливаются в национальных регионах вместе с ростом протестных настроений. Если в мегаполисах люди выходят на Болотную площадь с либеральными лозунгами, то в национальных республиках протестующие объединяются под националистическими и исламистскими флагами. Потому на первом месте для регионов стоит тема развития экономики, наращивания доходов и решения социальных проблем. При этом неплохо всегда помнить, что «любая несправедливость ведет к радикализации».

Опыт распада Советского Союза и обеих чеченских войн сделал страну восприимчивой к угрозе сепаратизма. «Казалось бы, угрозы сепаратизма «здесь и сейчас» в каком-либо из регионов страны нет — тогда к чему нагнетать страсти? Но мы часто забываем о другом измерении распада государственности, который может выражаться не только в территориальной сецессии (отделение части территории от государства по решению ее населения или органов власти — ред.), но и в утрате государством базовых прерогатив», — поясняет Михаил Ремизов. Симптомы социального распада он считает не менее опасными, чем территориального, и они в стране, к сожалению, имеют место.

Почти все террористические атаки в России совершают исламские радикалы — ваххабиты, лидирующие и по количеству других преступлений экстремистского характера. Среди наиболее ваххабизированных территорий в Приволжском федеральном округе наряду с Татарстаном, Мордовией, Саратовской, Оренбургской, Пензенской и Нижегородской областями ученые называют и нашу республику. При этом подчеркивается, что «законодательная база противодействия радикальному исламизму в России пока недостаточно разработана, ...степень наказания часто неадекватна уровню преступления... Успешная борьба с ваххабизмом невозможна без его запрета на федеральном уровне...».
Остальные современные этнорелигиозные угрозы — пантюркизм, сибирский региональный сепаратизм, национализм финно-угорских народов, квази-этнический конфедерализм и сепаратизм русских регионов — упоминаются лишь вкратце. Эти четыре направления «объединяет апелляция к правам человека и прочим демократическим ценностям, преимущественно светский характер и деятельность в легальном правовом поле. Они в большинстве не отрицают конституционных основ».

Особняком стоят новые религиозные секты, складывающиеся как на базе отрицания религий, к которым исторически относит себя большинство населения страны, так и формально внутри них. По мнению ученых, при всем их нигилистическом отношении к гражданскому правопорядку и ценностям, разделяемым большинством российского общества, «самостоятельной угрозы они не представляют».

Наибольший интерес для жителей республики представляет оценка религиозной и национальной ситуации в Поволжье. «В регионах, населенных традиционно мусульманскими этносами, исламский радикализм тесно переплетается с этнонациональным сепаратизмом. Это — Поволжье и Северный Кавказ». Основной акцент авторы доклада сделали на два региона — Татарстан и Башкортостан.

Кульминационным моментом активизации радикал-исламистов в ПФО ученые называют теракт 19 июля 2012 года в Казани, когда было совершено покушение на муфтия Татарстана и был застрелен начальник учебного отдела ДУМ Татарстана, известный идеолог традиционного ислама Валиулла Якупов.

«Стремление заполнить возникший после краха советской идеологии духовный вакуум религиозным возрождением «традиционных конфессий» нашло поддержку со стороны позднесоветских и постсоветских госструктур на всем пространстве бывшего СССР, — считают авторы доклада. — При этом для населения «мусульманских» республик примером исламского образа жизни стали страны зарубежного мусульманского Востока, которые откликнулись на призывы своих российских единоверцев помочь им в деле «исламского возрождения». Это позволило широко проникнуть в регион нетрадиционным течениям ислама». Поволжье превратилось «в зону бесконтрольной деятельности миссионеров религиозного экстремизма из ряда зарубежных мусульманских стран». Это привело к сильному изменению облика мусульманской общины Татарстана. Снизился средний возраст активно верующих мусульман. Среди прихожан мечетей Татарстана и Башкортостана ныне велика доля молодых людей до 35 лет. Если в 2001 году в обеих республиках высоко оценивали свою религиозность (то есть соблюдали обряды и обычаи) всего 7 процентов молодежи, то в 2004 году — уже 15 процентов, утверждают ученые.

По их мнению, ситуация в двух соседних республиках аналогична. Однако отмечается одна новая тенденция, характерная именно для Башкирии. «В республике началась интересная трансформация национализма. Раньше это был «национализм власти»: националисты в своем большинстве были лояльны региональной администрации и выступали «против Москвы». За это они, как принято считать, поддерживались местными властями. Теперь национализм все больше становится «национализмом оппозиции», утверждается в докладе. Прежние организации (типа исполкома Всемирного курултая башкир, большей части молодежной группировки «Кук буре», а также, например, Татарский общественный центр Башкирии) «выпали из политической повестки, а наиболее радикальное их крыло примкнуло к оппозиционным по отношению к действующей республиканской власти группировкам», считают ученые.

Основным центром притяжения для этих организаций стал, по мнению экспертов, «ранее судимый оппозиционный предприниматель Альберт Мухамедьяров, создавший Российскую партию народного управления и достаточно влиятельный медиа-пул (информационное агентство «Башмедиа» и «Уфамедиахолдинг», куда входят региональное РенТВ, Евразия, Уфапортал и многие другие СМИ)». При этом в докладе отмечается сближение ранее открыто противостоявших друг другу башкирских и татарских националистов, разворачивание кампании по защите прав одновременно и башкир, и татар: татарские националисты утверждают, что в республике ущемляются интересы татар, а башкирские — соответственно башкир. Это позволяет их лидеру сидеть на двух стульях в угоду своим политико-коммерческим интересам, сообщается в докладе.

Одной из причин ставки оппозиционеров от бизнеса на союз с националистами эксперты считают «изменение баланса сил во власти». При этом они полагают, что аналогичная тенденция может распространиться по другим национальным республикам. «Здесь встретились интересы контрэлит, ищущих отличную от официальной повестку и готовых за нее платить, и интересы второй волны националистов, которые в отличие от первой волны («идейной») готовы монетизировать свой национализм», считают аналитики. Национализм в такой ситуации усиливает позиции за счет появления у него финансовой подпитки и общего роста протестных настроений.

С именем упомянутого выше спонсора националистических группировок эксперты связывают и потенциал роста ваххабизма в Башкортостане, называя его далеко не исчерпанным. Персонаж был замечен и в поддержке религиозных экстремистов. В частности, прошедший в середине марта в Уфе митинг протеста «против притеснений мусульман», в котором приняли участие около 400 человек (в основном члены «Хизбут-Тахрир»), был инициирован с помощью избирательного штаба Мухамедьярова и создаваемой им «Всероссийской партии народного управления» и широко освещался СМИ, принадлежащими предпринимателю», — заявляется в докладе.

При этом ученые считают, что «независимый Татарстан или Башкортостан по образцу европейского национального государства становится все менее привлекательной целью для сепаратистов. Зато все более конкретные очертания получает другая цель: создание на территории большей части России «Большого Турана» или «Золотой Орды». В этом многонациональном государстве республика «Идель-Урал», включающая главным образом Татарстан и Башкортостан, видится радикалам в качестве штата или «вилаета».

«Разыгрывание национальной и исламской карты в Поволжье может иметь место в равной степени как со стороны региональных властей (что более выражено сегодня в Татарстане), так и со стороны оппозиции (о чем можно судить по текущей ситуации в Башкортостане). Не стоит сбрасывать со счетов заинтересованность зарубежных стран в появлении новой «горячей точки» в Поволжье», — высказывают опасение ученые.

Для противодействия радикальному исламизму эксперты призывают усилить ротацию региональных руководителей и мэров городов в национальных регионах. «Их длительное пребывание на посту фактического «хозяина» республики приводит к укреплению клановой системы управления», — считают они.

Также они считают нужным противодействовать практикам этнической дискриминации представителей «нетитульных» этносов на госслужбе, ограничить возможность для получения зарубежного религиозного образования, укрепив отечественное образование. По их мнению, этнолингвистический конфликт надо разрешить путем обеспечения права родителей выбирать для своих детей такой стандарт образования, который позволяет изучать русский язык не только как государственный, но и как родной язык. Следует последовательно применять к ваххабистской среде диапазон средств борьбы с оргпреступностью, ограничить миграционные потоки (в особенности из Центральной Азии), которые «уже являются ощутимым фактором нарастания этнорелигиозной напряженности в регионах Поволжья и России», говорится в докладе Института национальной стратегии.

КОММЕНТАРИЙ

Артем Валиев,
пресс-секретарь президента Башкортостана:
________________________________________
— Эксперты Института национальной стратегии существенно переоценили масштабы этнорелигиозных угроз в Башкирии и преувеличили роль местных факторов, способствующих их распространению.

На наш взгляд, исследователи подошли к оценке ситуации в Башкортостане несколько формально. Так называемые националисты, упомянутые в ряде разделов доклада, это одиночные персонажи, какой-либо значимой критической массы за ними нет. В любом регионе есть псевдооппозиционеры, провокаторы, одиозные общественные деятели. В Башкортостане такие люди всегда были на второстепенных ролях, так как в регионе сильны традиционные устои.

У нас в мире и согласии проживают более 120 народов. Отношения между всеми народами крепкие, спокойные. К тому же Уфа — исторический центр традиционного ислама. Поэтому на сегодняшний день каких-либо реальных угроз дестабилизации на этнорелигиозной почве в республике нет.
РесБаш.ру
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 20 дней со дня публикации.