Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Демократия: теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого снисхождения.
Генри Менкен

 
» » Так вот ты какая - правда башкирская!

Так вот ты какая - правда башкирская!

Автор: gerold от 5-01-2014, 00:58
Так вот ты какая - правда башкирская!Нередко случается так, что когда ищешь в просторах интернета информацию по определенному запросу или просто убиваешь время, а находишь нечто новое, гениальное и простое одновременно, будь то парадоксальная гипотеза, талант-самородок, случайно снятый на видео, шокирующие факты из давно забытых историй, свидетелями которых являлся лично или даже просто смешной и глубокомысленный мем - сразу же появляется желание поделиться своим открытием со всеми подряд. И тут же начинаешь доставать близких людей, знакомых и своих домашних буквально с мольбами – ну посмотри, ну послушай!

Хватаешь за пуговицу каждого попавшегося в первые минуты в поле зрения и держишь в заложниках, пока те не посмотрят несколько раз с тобой то же самое, и не согласятся с твоими восторженными откликами. Но и этого бывает мало, после вопросов: «Как тебе?» - ждешь не меньших эмоций и после невыразительных «Да, здорово», «Ммм, прикольно», «А, да! Я уже видел» - так и хочется воскликнуть: «И это все? Это все, что вы скажите?!». Обычно встретить единомышленника в такие минуты – самый ценный подарок судьбы.

Вот и я прошу вас, прежде чем вы прочитаете это признание, ознакомьтесь с этим текстом, от заголовка «Социальный протест» до конца главы http://kurs.znate.ru/docs/index-113253.html?page=57. Я хочу, чтобы вы это прочитали, прочувствовали, пережили и осмыслили – вынесли в себе, каждый свою - башкирскую правду.

Правда ведь она - вещь неоднозначная, вроде и одна на всех, но каждый ее толкует по-своему. Историческая, жесткая, но объективная правда заключалась в том, что башкиры, как военно-служивое сословие мешали дальнейшей колонизации их вотчинных земель. Поэтому, не в одночасье, но шаг за шагом, последовательно и методично правительство лишало их статуса привилегированного, свободного от крепостной зависимости, сословия, переводя их в разряд удельных крестьян. Народная же правда башкирская отталкивалась не от первопричин, а от последствий правительственной политики. Взамен присущему башкирам воинскому искусству, которым они всегда были так горды, заставляли их заниматься тяжелыми общественными работами, конечно же, бесплатно, в командующие поставили не авторитетных людей из народа, а русских ставленников, число которых увеличивалось год от года, а на жен наложили оброк. Правда же русских крестьян заключалась в страхе за свое шаткое положение на колонизированных землях и возможной «приписке» к Уделу.

Таковы были первопричины социальных волнений, то, что витало в воздухе, еще не было осмыслено, но было сказано вслух и встало поперек народной гордости и жажде справедливости.

И словно в споре с невидимым оппонентом я восклицаю: ну вот, были же у башкир демократические институты! Вы говорите, не собирались башкиры на собрания, чтобы обсудить наболевшее, не «занимались пустой тратой времени», обращаясь с петициями к правительству. Все это было на самом деле: и йыйыны, объединявшие башкир нескольких поселений, воззвания к башкирам соседних кантонов, и сбор подписей с приложением к прошению до тысячи тамг (и это в век бездорожья и географической распыленности башкир по обширным вотчинным землям!), и отправка поверенных от имени всего народа к правительственным чинам. Не был башкирский бунт бессмысленным и беспощадным, не варвары и дикари стояли у руля восстания, а самый цвет народа – его интеллигенция, патриоты, знавшие, что тягаются с многократно превосходящей силой, но шедшие на гибель во имя нации.

Были и такие, кто сомневался и остался по другую сторону противостояния, но, сколько бы не было, трусов, смельчаков находилось всегда больше. Всегда в башкирском народе находились те самые «баламуты», борцы за правду и справедливость, одними лишь словами способные поднять и повести за собой тысячи. О свободолюбии и непримиримости башкир знали соседние, жившие с ними бок о бок, народы. К башкирам обратились русские крестьяне, на них уповали и на них возлагали единственную надежду. «Кто, кроме вас?» - с таким вопросом жители русских деревень отправляли посыльных в башкирские селенья. И действительно, кто кроме башкирского народа, был той силой, тем легионом, боровшимся за свободу всего Башкирского края? А все почему? Почему башкирам всегда неспокойно жилось, почему не смирились они, выгадывая себе послабления, а «впрягались» за все население башкирской земли? Откуда брали силы вновь и вновь, восставая с каждым разом всё яростнее и ожесточеннее? Может знали они что-то, что мы сейчас не знаем или на что давно махнули рукой? Какую-то особую башкирскую правду, правду о гордости и свободе башкир?

Пытаясь разгадать этот феномен, историки в строгом хронологическом порядке воссоздают картину происходящего, чуть ли не в почасовой последовательности описывая события того неспокойного времени. Возможно для «постороннего» человека это покажется утомительным набором фактов и дат, но для меня эти сухие, монотонные описания лучше всяких картин, фильмов и постановок рассказывают о наших предках. Я час за часом наблюдаю за разворачивающейся драмой, я как будто присутствую в то время, рядом с теми словно ожившими людьми, заглядываю им за плечо, затаив дыхание и также едва сдерживая гнев.

Перед глазами вспыхивают картинки: вот двое перешептываются в темноте, оглядываясь по сторонам, и даже друг с другом они пока не до конца откровенны – но вот сдерживаемое сказано вслух, все карты открыты, вся жизнь поставлена на кон. И все ради одной цели - бороться всем вместе, «быть в одном условии и его никак не нарушать и сердца наши не отклонять». Вот на месягутовскую площадь стекается многотысячная толпа, взбудораженная, и здесь и там мелькают шапки башкир, русских, мишар, тептярей. Над толпой стоит шум разноголосой, разноязыковой толпы, но этот гам перекрывает гиканье башкир, с позором гнавших плетьми небунтующих крестьян к исправничьей квартире. Вот Тикеев прячется в избе, окруженной бунтующими крестьянами и башкирами, а восставшие рыщут по дому в его поисках, их топот все ближе, а воинственные крики громче раздаются рядом с ним и расправа становится все неизбежнее. Вот выдвигаются карательные отряды в русские и башкирские деревни, за ними тянутся груженые обозы с плетьми и палками. Вот выводят в кандалах участников месягутовских событий, на их лицах застыло непреклонное выражение, они отказываются от раскаяния, они стоят до конца за свою правду. Вот гулко, в абсолютной тишине, звучит приговор судьи – наказание шпицрутенами до 4-х раз через 500 человек, вечная ссылка на каторгу в Сибирь. Вот с окровавленными спинами, пройдя через строй солдат, падают и не встают больше «виновные башкиры», шестнадцать отчаянных борцов башкирского народа. Вот спустя 10 лет односельчане получают письмо от давно пропавшего в сибирской ссылке Абдулбакира Бакиева, с вестью о недавнем снятии с него кандалов…

Почему я не могу не быть националистом?
Потому что эти люди были. Они так поступали и думали, что поступают правильно. По «правде». По башкирской правде.

Это наши предки, часть нашей большой семьи, наша история, это мы сами – и у нас одна общая правда. Узнав ее однажды, нельзя отказаться от нее или попытаться её забыть.

Арғужа

Майдан.рб
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 20 дней со дня публикации.